История боевых искусств


Беговые дорожки с пометкой «лучшие» – какие они?
Боевое искуство тайцзи
Болевые точки
Будь сильным, храбрым и крепким! Постигай видео уроки самообороны прямо на дому
Виды предтренировочных комплексов, как их выбрать
Где применяют тактические ручки
История боевых искусств
Капа - один из самых необходимых атрибутов защиты во всех контактных видах спорта
Основы питания при наборе мышечной массы
Спортивное питание и добавки при наборе мышечной массы
Стили боевых искусств
Техника ударов
Тренировки
Что такое городской складной нож
Вяземское оборудование прачечной давно известно.

Рукопашная борьба стара, как само человечество. Еще 3 тысячи лет назад индийский князь покалечил и убил множество рабов, уточняя и систематизируя болевые точки на теле человека.

Бродячие монахи перенесли знания в Китай, а затем через море - в Японию. Есть упоминание о том, что в I тысячелетии до нашей эры в Японии существовала борьба сянпу, по-японски - "собаку", что сегодня произносится как "сумо". Сведения о сумо можно найти и в "Кодзики" ("Записи древних дел") VIII в., когда благодаря искусству рукопашного боя прародитель расы Ямато стал победителем вождя местных племен острова Хонсю - Такэминаката-но ками, присоединив их острова к своим владениям.

Далее, в "Нихонги" VIII ("Анналах Японии") описано, как в 230 г. до н. э. в присутствии императора состязались лучшие бойцы. Кохая из Тадзима был побежден Номи-но Сукунэ из Идзимы. Сукунэ ударом ноги проломил сопернику грудную клетку, а затем прыгнул на потерявшего сознание и переломал ему кости таза. Убив соперника, он стал первым чемпионом сумо.

В эпоху раннего средневековья спортивная и боевая борьба разделились и стали развиваться каждая сама по себе. Рукопашная борьба в доспехах - ёрои кумиути - была развита Сакаэда Мурамаро (эпоха Нара). Впервые канонизирована позже, в XV веке, школой Цуцуми-ходзан-рю. В XI - XV вв. удары кулаком отсутствовали, так как можно было скорее сломать кисть о стальную броню, чем поразить противника. За недостатком оружия, при необходимости, в ход шел небольшой нож кодзука, которым можно было в щель между лат нанести чувствительную рану вооруженному самураю. Находили большее применение броски и выламывание суставов.

В XVI в. пули из ружей стали пробивать латы и популярность приобрели облегченные доспехи мастера Мацунага Хисасигэ - гусоку. Затем стал использоваться и "малый доспех" - когусоуку, состоящий из нарукавников, наколенников и набедренников. Хисамори Такэноути, родившийся около 1500 г. в провинции Мимасака, в июне 1532 г. в храме Санномия в ходе медитации получил информацию технического и духовного плана, что помогло ему создать эффективную школу джиу-джитсу.

Сторонники японского происхождения джиу-джитсу связывают эту дату с созданием Тэконоути-рю, школы, существующей поныне.

Сторонники китайского происхождения ссылаются на Чжань Юань-биня, который прибыл в Японию из Китая. Он осел в храме Какуседзи в Адзубу и обучил там не одного знаменитого бойца. Именно Чжань Юань-бинь ввел в джиу-джитсу технику добивания после броска - атэ-ваза, без чего невозможно бороться против нескольких нападающих.

И врач из Нагасаки - Сиробэй Акаяма, тоже путешествовал по Китаю, где научился ключевым приемам борьбы хакудо, которое сразу не привилось в Японии, поскольку арсенал ударной техники был невелик. Через четыре года неудач Акаяма закрыл школу и удалился в храм. Однажды выпал обильный снег и поломал своей тяжестью ветви деревьев. Уцелела лишь вишня (по другим источникам - ива), которая согнулась, и снег соскользнул вниз, не нанося ей ущерба. Акаяму осенило - силу должна побеждать гибкость, и это легло в основу школы ёсин-рю, для которой он разработал около 300 приемов.

По еще одной версии ёсин-рю создал врач Ёсин Миура. Он разработал систему 70 приемов, и после его смерти ученики назвали систему по его имени - ёсин-рю (или миура-рю).

Как бы то ни было, но система давала свои результаты. А в XVI в. появился и сам термин "джиу-джитсу" (вернее - дзю-дзюцу). Его можно перевести по-разному: "незаметное искусство", "тайное искусство", "искусство четырех пальцев", "искусство незаметного отключения", и даже "ветка, не сломленная снегом" и т. д.

Джиу-джитсу никогда не было общим достоянием, как, скажем, ушу или каратэ. Оно всегда было элитным, тайным, как того требовал кодекс фамильной чести гордых самураев. Но в 1868 г. в Японии произошла буржуазная революция Мэйдзи, и у самураев отобрали их привилегии. Уже нельзя было разгуливать по улицам с мечом, и многие мастера покинули родину, разнося техникуджиу-джитсу по миру. Конечно, эмигранты или беглецы были и раньше, это они дали начало многим боевым искусствам по всему миру, но эта волна "1868" была особенно внушительной.

Эмигранты оживили пламя техники, уже давно тлевшее благодаря их соплеменникам, и еще более обогатили арсенал приемов самозащиты во многих странах. Так было дано начало и следующему витку развития техники борьбы в недрах спецслужб различных стран на разных континентах.

В России джуисты-японцы натаскивали специалистов генерального штаба, армейской разведки и контрразведки, Третьего департамента полиции. Это уже потом, разбавив технику, стили стали называться "французским стилем", "русским стилем", самбо, САМОЗ и т. п.

В Японии сегодня более двухсот стилей джиу-джитсу, из них сугубо традиционных около десятка, остальные можно назвать подстилями, или современными стилями джиу-джитсу. Много современных школ джиу-джитсу и на Западе. Одни служат интересам полиции, другие ориентированы для узких специализаций - обслуживающий персонал, телохранители. Основная их масса отошла от бросковой техники, больше делая акцент на ударную - также, как находящиеся в ассоциациях каратэ или ват-джитсу.

Самой изначальной идее джиу-джитсу претит очковая система соревнований, где существует хотя бы один запрет на какой-нибудь боевой прием. Поэтому в настоящем джиу-джитсу полностью отсутствует соревновательная лихорадка конкурентности: противникам просто-напросто нечего доказывать друг другу, поскольку настоящее джиу-джитсу выше коммерческих турниров и показух, обменов ударами, когда есть правила и противники порой "играют", а не сражаются.

Эта "спортивность" выхолостила преемника джиу-джитсу - дзюдо, а также каратэ и тэквондо, которые красивы в видеобоевиках, но малоэффективны против уличных подонков, вооруженных ножами и имеющих очень отдаленное понятие о чести и спортивных запретах.

Итак, джиу-джитсу все-таки выжило и живет, и нет искусства ближнего боя более сильного, чем джиу-джитсу, и, попав в тиски приема, выбраться из них весьма и весьма проблематично.

Материалы взяты из книги "Джиу-Джитсу" С.А. Гвоздёв, Минск 2000г